Неожиданная угроза: камеры в зоне временных знаков

Для начала вспомним, что главным документом при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог является технический регламент «Безопасность автомобильных дорог». К регламенту прилагается список стандартов, выполнение которых обеспечивает выполнение требований регламента.

Нас интересуют три стандарта:

  1. ГОСТ 32757-2014 «Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация».
  2. ГОСТ 32758-2014 «Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения».
  3. ГОСТ 32945-2014 «Знаки дорожные. Технические требования».

С учетом данных стандартов был разработан документ ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» (далее – «Рекомендации»).

Для чего я привел эти документы? Как неоднократно указывал Конституционный суд, при выявлении правонарушений с помощью автоматических камер не подлежит выяснению только субъект правонарушения, то есть не устанавливается личность водителя. Постановление сразу выносится на собственника транспортного средства.

Наличие всех остальных элементов состава правонарушения, в том числе наличие объективной стороны, должно быть подтверждено доказательствами. То есть не имеет права инспектор в постановлении просто написать, что водитель превысил скорость в зоне проведения дорожных работ, не подтвердив свои слова доказательствами. А доказательства должны содержать ссылки на НПА.

Применение временных технических средств организации дорожного движения должно осуществляться в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой организации движения в местах производства работ. И что интересно, ГАИ в список организаций, утверждающих проекты и схемы, не входит с 2013 года. Дело доходит до смешных ситуаций.

Схемы разрабатываются в соответствии с «Правилами подготовки проектов и схем организации дорожного движения», — приказ Минтранса от 17.03.2015 №43. Тут уместно сказать, что временные знаки устанавливаются не только при проведении дорожных работ, но и, например, при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги и т. д.

Согласно «Рекомендациям», схема всех видов работ утверждается владельцем дороги. Уведомление о месте и сроках проведения работ, а также утвержденная схема, лишь передаются в ГАИ не менее чем за одни сутки до начала работ, а при проведении долговременных работ длительностью более 5 суток — не менее чем за 7 суток.

За невыполнение требований «Рекомендаций» наказание не предусмотрено, тем более если речь идет о краткосрочных работах, на выполнение которых требуется менее 24 часов. Таким образом, достоверно узнать о времени и месте проведения дорожных работ в ГАИ могут только в случае ДТП с пострадавшими на данном участке дороги.

Пробежимся по упомянутым ГОСТам и «Рекомендациям», чтобы знать о чем в них идет речь.

Внешний вид временных знаков приведен в ГОСТ 32757-2014. Знаки могут быть размещены:

  • на щитах квадратной формы — каждый знак на отдельном щите;
  • переносном комплексе временных технических средств организации дорожного движения — прямоугольный щит с несколькими временными знаками;
  • передвижной (мобильный) комплекс временных технических средств организации дорожного движения, например, на заднем борту автомобиля прикрытия.

Переносной и передвижной комплекс оборудуются сигнальными фонарями желтого цвета. Не увидеть их ночью невозможно.

Зона работ (событий), вызвавших необходимость временного изменения организации дорожного движения на автомобильной дороге, делится на несколько зон. Определение зон и их последовательность даны в ГОСТ 32757-2014 и в «Рекомендациях».

Первым перед зоной предупреждения ставится знак «Дорожные работы». Знаки, ограничивающие скорость и запрещающие обгон, ставятся за ним в «Зоне предупреждения». Знак «Обгон запрещен» дублируется всегда на левой стороне дороги, знак, ограничивающий скорость, дублируется только на многополосных дорогах.

Дорожные знаки прочно устанавливаются на опорах, исключая возможность их падения.

Последние запрещающие знаки могут быть установлены на переносном комплексе, который должен обладать устойчивостью к ветровой нагрузке, и который ставится в начале зоны обгона, то есть в том месте, где и начинается сам объезд.

На участке временного изменения движения знаки, действие которых противоречит временной схеме организации дорожного движения, на период дорожных работ закрываются чехлами или демонтируются.

В зоне работ скорость ограничивают в зависимости от категории дороги, количества полос, наличия разделительных полос и т. д. Максимальные скорости — от 70 км/ч на автомагистралях до 40 км/ч на двухполосных дорогах.

Таким образом, если вы проехали мимо автоматической камеры в зоне работ на обычной дороге со скоростью 40 км/ч, при этом какие-либо временные знаки, ограничивающие скорость, отсутствовали или упали, то с большой долей вероятности никаких штрафов вы не получите.

Движение транспортных средств со скоростью менее 40 км/ч на участках проведения работ допускается в исключительных случаях, таких как:

  • ограничение видимости;
  • неудовлетворительное состояние проезжей части;
  • несоответствие продольного уклона, радиуса кривой в плане нормам проектирования;
  • когда условия производства работ или погодные условия не позволяют осуществлять движение с большей скоростью.

При проведении краткосрочных работ (например, профилактический осмотр колодцев подземных инженерных сетей, уборка проезжей части и т. п.) допускается установка одного знака «Дорожные работы» на переносной опоре на расстоянии от 10 до 15 м от места проведения работ. Поскольку знак ставится один, то ограничения скорости быть не может.

И на закуску — пища для размышлений.

Руководство ГИБДД записало в свой «Административный регламент» необходимость соблюдения требований ГОСТ Р 57145-2016 при применении автоматических камер. Согласно ГОСТ Р 57145-2016: «4.3 Места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке. Места установки передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть согласованы в установленном порядке».

Пришел штраф с камеры? Пишите жалобу, а заодно ходатайствуйте о предоставлении документа о согласовании в установленном порядке мест установки. Нет документа — нет наказания.

Я много раз говорил, что руководство ГИБДД работает по странной технологии. Они сначала принимают какой-либо документ, а потом смотрят, что получится. Причем не стесняются об этом говорить.